ОКОУ "Школа-интернат №5"
г. Курск
  • Воспитательная работа

    Воспитательная работа

    Внеурочная работа является важной составной часть образовательной программы, главный принцип которой – создание равных для всех школьников условий для творчества, интеллектуального развития, самореализации, организации помощи личности в её саморазвитии и самоопределении.

       В школе – интернате наряду с обучением осуществляется разнообразная по содержанию программа воспитания, основная задача которой – подготовить к жизни воспитанника, физически и нравственно способного самостоятельно жить в современном мире. Практическое решение этой задачи – длительный и сложный процесс, если иметь в виду своеобразие психического развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, который без руководства и помощи взрослого не может правильно освоить социальный опыт. Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат №5 готовит своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении.  В связи с этим вся воспитательная работы направлена на :

    - социальную адаптацию воспитанников;

    - развитие креативных возможностей детей;

    - формирование здорового образа жизни;

    - формирование детского коллектива и межличностных отношений.

         Ценностно - ориентированное воспитание направлено на формирование общечеловеческих ценностей: мир, природа, родной край, труд, здоровье, семья, человек, знания.

         Ведущая роль в реализации воспитательной программы принадлежат педагогам– классным руководителям, воспитателям.

       Важнейшие задачи воспитания, которые выдвигает педагогический коллектив школы – интерната: формирование у воспитанников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Педагоги в воспитательном процессе ориентируются, с одной стороны, на общечеловеческие ценности, а с другой – на национальные, региональные, местные традиции. Коллектив школы – интерната стремится воспитать чуткость как к глобальным проблемам человечества, радостям, горестям и достижениям жителей других континентов и стран, так и воспитывает участливое отношение к делам и заботам родных и близких людей, пробудить у ребёнка гордость за успехи своих земляков и соотечественников, дать знания об истории и культуре своего народа, края, о своей школе и семье.

    Основные направления воспитательной работыи их дидактические цели.

    Основные дидактические цели: коррекционная направленность воспитательного процесса; развитие механизмов восприятия адекватных моделей поведения; формирование мотивации игровой, трудовой и учебной деятельности; формирование социально-бытовых и учебно-трудовых навыков и умений.

    Основные направления воспитательной работы:

    I.                 Личностное развитие; основы социализации и общения

    II.             Охрана здоровья и физическое развитие. Основы жизнеобеспечения

    III.         Трудовое воспитание. Основы профессионального самоопределения

    IV.     Нравственность, духовность как основа личности.

    V.           Основы гражданского самосознания. Патриотизм.

    VI.          Творческое, эстетическое, культурное развитие

    VII.   Интеллектуальное развитие.

    VIII.    Индивидуальная работа с учащимися.

    IX.       Работа с родителями.

    X.        Работа с классными руководителями, учителями-предметниками и сотрудниками интерната.

    XI.     Работа с общественными организациями.

    XII.   Направления внеурочной деятельности.

    I. Личностное развитие;

    основы социализации и общения

    Задачи: активизация познавательных процессов, развитие интереса к учебным предметам, расширение кругозора, формирование активной жизненной позиции, способности адаптироваться в окружающем мире.

    Содержание работы

    Время проведения

    Ответствен

    ные

    Беседы об интересных людях, о достижениях в той или иной областях жизни, работе людей, о прочитанной книге, просмотренном познавательном фильме.

    В течение года

    Библиотекарь

    Встречи с представителями различных областей знаний.

    В течение года

    Зам.директора по ВР,

    педагог -

    организатор,
    воспитатели

    Экскурсии по микрорайону школы, на предприятия и т.д.

    В течение года

    Кл. рук.

    Воспитатели,

    педагог -

    организатор

    Поездки   в музеи, на выставки познавательного характера и технического творчества.

    В течение года

    Педагог -

    организатор

    кл. рук. воспитатели

    Просмотр телепередач, видеофильмов по данному направлению работы.

    По плану учителя

    Учителя-предметники

    Проведение конкурсов и викторин по различным предметам

    Предметные недели по плану

    Учителя-предметники

    Проведение литературных чтений в «Литературной гостиной»

    Еженедельно

    Библиотекарь

    Оформление выставок, творческих работ и т.д.

    В течение года , по плану

    педагог -

    организатор

    рук. кружков, учителя, воспитатели

    II. Охрана здоровья и физическое развитие.

    Основы жизнеобеспечения

    Задачи: укрепление и охрана здоровья детей, формирование стремления к здоровому образу жизни, осознание здоровья как одной из главных жизненных ценностей, развитие двигательных навыков, развитие интереса к различным видам спорта.

    Содержание работы

    Время проведения

    Ответственные

    Беседы о гигиене, симптомах и профилактике заболеваний, о вреде табака, наркотиков и алкоголя, о сексуальной грамотности.

    По плану в течение года

    Зам.директора по ВР,

    мед. сестра, врач,

    воспитатели,

    ИПДН ОП-7

    Проведение физкультминуток, зарядок, подвижных игр и т.д.

    ежедневно

    Методисты ЛФК,

    учителя, воспитатели, учитель физкультуры

    Организация экскурсий и походов на природу, прогулок на свежем воздухе.

    ежедневно

    воспитатели

    Проведение спортивных праздников, соревнований в школе. Участие в областных и городских спортивных праздниках, соревнованиях, турнирах.

    По плану в течение года

    Зам.директора по ВР,

    учитель физкультуры

    кл. рук.,

    воспитатели,

    родители

    III. Трудовое воспитание,

    основы профессионального самоопределения

    Задачи: развитие трудовых навыков и навыков самообслуживания, помощь в выборе профессий и самоопределении.

    Содержание работы

    Время проведения

    Ответственные

    Проведение бесед о профессиях, встреч с интересными людьми, представителями различных профессий.

    1 раз в триместр

    Зам.директора по УВР, ВР, учителя проф.-труд. обучения

    Организация экскурсий на предприятия района, города, выставки технического творчества. Посещение дней открытых дверей в средних специальных, высших учебных заведениях, профтехнических училищах.

    По плану в течение года

    Зам.директора по УВР, ВР, учителя проф.-труд. обучения

    Изготовление различных поделок к праздникам, выпуск газет.

    1 раз в триместр

    ПДО,

    Педагог-организатор,

    Воспитатели, кл.рук-ли

    Организация конкурсов мастеров.

    По плану

    Зам.директора по УВР, ВР,

    Педагог-организатор, учителя проф.-труд. обучения

    IV. Нравственность, духовность как основа личности

    Задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ.  И возрождение России, поддержание ее статуса как великой державы сегодня связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием Человека в человеке, формированием у него духовности, нравственности, исторически сложившейся российской ментальности.

                        Цель духовно-нравственного воспитания в школе - создание условий для становления духовно- нравственной культуры у воспитанников:

    -      Повышение человеческого в человеке;

    -      Воспитание человека, понимающего обязанности нравственного выбора;           

    -      Процесс становления нравственного сознания, которое характеризуется накоплением человеком нравственных представлений и понятий, опирающихся на личный опыт переживания нравственных чувств.

              Гармоничное духовное развитие личности, привитие ей основополагающих принципов нравственности: доброты, честности, желания заботиться о ближнем, укрепления семейных уз, любви к детям, уважения к старшим.

    Сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества; развитие национальной культуры; воспитание граждан демократического государства.

    Основные направления работы

      Блоки

                                         Воспитательные задачи

    Я и Я

    1)Формирование духовно-нравственных ориентиров.

    2) Формирование гражданского отношения к себе.

    3) Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности

    и   исполнительности.

    4) Формирование потребности самообразования, самовоспитания своих

    морально-волевых качеств.

    Я и Отечество

    1)Воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности,

    связи с предыдущими поколениями. Раскрытие культурообразующей роли

    Православия для России.

    2)Формирование гражданского отношения к Отечеству.

    3)Воспитание верности духовным традициям России.

    4)Развитие общественной активности, воспитание сознательного отношения

    к народному достоянию, уважения к национальным традициям.

    Я – защитник Отечества

    Воспитание чувства патриотизма, сопричастности к героической

    истории Российского государства, формирование у подрастающего

    поколения верности Родине, готовности служению Отечеству

    Я и здоровье

    1. Создание условий для сохранения физического, психического, духовного
    2. и нравственного здоровья учащихся.

    2) Воспитание негативного отношения к вредным привычкам.

    3) Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни.

    Я и культура

    1)Раскрытие духовных основ отечественной культуры.

    2) Воспитание у школьников чувства прекрасного, развитие творческого мышления,

    художественных способностей, формирование эстетических вкусов, идеалов.

    1. Формирование понимания значимости искусства в жизни каждого гражданина.

    Я и семья

    1)Формирование представлений о семейных ценностях.

    2) Формирование уважения к членам семьи, воспитание семьянина, любящего своих

    родителей.

    1. Формирование у учащихся понимания сущности основных социальных ролей
    2. сына – мужа, дочери – матери

    Я и школа

    1. Формирование у учащихся осознания принадлежности к школьному коллективу,
    2. стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию
    3. атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.

    2) Воспитание сознательного отношения к учебе, развитие познавательной активности,

    формирование готовности школьников к сознательному выбору профессии.

    Я и планета

    1)Воспитание понимания взаимосвязей между человеком, обществом, природой.

    2) Воспитание гуманистического отношения к людям.

    3) Формирование эстетического отношения учащихся к окружающей среде и труду

    как источнику радости и творчества людей.

    V. Основы гражданского самосознания. Патриотизм.

    Задачи: развитие патриотизма, любви к Родине, уважения к истории страны и символам государства

    Содержание работы

    Время проведения

    Ответственные

    Знакомство с государственными символами и истории их создания (беседы, чтение литературы, просмотр фильмов)

    1 раз в триместр

    Кл. рук.

    Библиотекарь

    Воспитатели

    Беседы по истории страны, о жизни замечательных людей.

    1 раз в триместр

    Педагог-организатор,

    учитель истории, библиотекарь

    Встречи с интересными людьми, представителями государственной власти.

    1 раз в триместр

    Зам. директора по ВР,

    Педагог-организатор,

    Знакомство с государственными документами (Конституция, УК, ТК и т.д.)

    1 раз в триместр

    Учитель истории, библиотекарь

    Экскурсии по родному городу, краю.

    По плану

    Педагог-организатор,

    кл. рук.

    воспитатели

    Посещение музеев, выставок, посвященных героическим и трагическим вехам в истории страны.

    По плану

    Педагог-организатор,

    Кл. рук-ли

    Воспитатели

    Просмотр и обсуждение публицистических фильмов и телепередач.

    Ежемесяч

    Зам.директора по ВР

    Педагог-организатор,

    Воспитатели

    Проведение конкурсов сочинений и рисунков на тему: «Мой город», «Моя семья», «Двор, в котором я живу».

    1 раз в триместр

    Учитель литературы,

    воспитатели

    кл.рук.

    Изучение истории микрорайона, составление генеалогического древа своей семьи.

    1 раз в триместр

    Уч. Истории, литературы, воспитатели, кл.рук.

    Экскурсии в музеи Боевой славы, Юных защитников Родины

    В течение года

    Зам.директора по ВР,

    Педагог-организатор,

    кл.рук.

    Воспитатели

    VI. Творческое развитие. Эстетическое воспитание

    Задачи: создание условий для эстетического развития, для творческой самореализации учащихся, развитие чувства прекрасного, творческих и организаторских способностей через коллективную творческую деятельность.

    Содержание работы

    Время проведения

    Ответственные

    Беседы об искусстве, творческих людях, по

    прочитанной книге, просмотренном

    фильме и т.д.

    По плану

    Зам.директора

    по ВР,

    Педагог-

    организатор,

    кл.рук.,

    воспитатели

    рук. кружков

    Встречи с представителями творческой

    интеллигенции.

    1 раз в

    триместр

    Зам.директора

    по ВР,

    Педагог-

    организатор,

    кл.рук.,

    воспитатели

    Посещение музеев, выставок, театров

    и т.д.

    По плану

    в течение

    года

    Зам.директора

    по ВР,

    Педагог-

    организатор,

    кл.рук.,

    воспитатели

    Организация и проведение конкурсов, творческих игр, викторин, праздников, вечеров, концертов, спектаклей.

    По плану в течение года

    Зам.директора

    по ВР,

    Педагог-

    организатор,

    кл.рук.,

    воспитатели

    Участие в областных и городских выставках детского творчества.

    По плану в течение года

    Зам.директора

    по ВР,

    Педагог-

    организатор,

    кл.рук.,

    воспитатели,

    рук. кружков

    VII. Интеллектуальное развитие.

    Задачи: формирование элементарной научной картины мира, развитие познавательных способностей.

    Содержание работы

    Время проведения

    Ответственные

    Анкетирование, тестирование, мониторинг

    Работа с дополнительными источниками знаний (библиотека, интернет)

    По плану в течение года

    Зам.директора по УВР, ВР

    Кл.руководит.

    Дефектологи,

    Психолог,

    Соц.педагог,

    Воспитатели ,

    Библиотекарь

                        

    Открытые предметные недели

    Тематические классные часы, беседы, лектории, выставки книг

    Интеллектуальная игра, викторина

    По плану в течение года

    Зам. директора по УВР, ВР,

    Учителя – предметники

    кл.рук.

    Дефектологи,

    Психолог,

    Воспитатели

    Соц. педагог  

                        

         
         

    VIII. Индивидуальная работа с учащимися

    Задачи: коррекция поведения, оказание помощи ребенку в сложившейся трудной жизненной ситуации, предупреждение и локализация конфликтной ситуации, развитие навыков межличностного общения и организаторских способностей.

    Содержание работы

    Время проведения

    Ответственные

    Индивидуальные беседы по коррекции поведения.

    Еженедельно,

    По мере необходимости

    Зам.директора по ВР

    Кл.руководит.

    Дефектологи,

    Психолог,

    Соц.педагог,

    Воспитатели ,

    Мед.работники

                        

    Встречи и беседы с родителями воспитанников.

    Еженедельно

    Зам. директора по УВР, ВР,

    Учителя, кл.рук.

    Дефектологи,

    Психолог,

    Мед.работники

    Воспитатели

    Соц. педагог  

                        

    Оказание практической помощи по какому-либо виду деятельности.

    По мере необходимости

    Педагог-организатор,

    Учителя, кл.рук.

    Дефектологи,

    Психолог,

    Воспитатели                        

    Организация и проведение коллективного творческого дела.

    По плану в течение года

    Зам. директора

    По ВР,

    Педагог-организатор,

    Кл.руководит.,

    Дефектологи,

    Психолог,

    Воспитатели,

    Соц. педагог                      

    Работа по теме дня:

          планирование деятельности на год, месяц, неделю какого-либо дела;

          ситуационная (разбор сложившейся ситуации или специально созданной);

          тематическая (обсуждение выбранной темы);

          итоговая (подведение итогов дела, работы за неделю, месяц, год).

    По плану

    Зам. директора

    По ВР,

    Кл.руководит.,

    Дефектологи,

    Психолог,

    Воспитатели,

    Соц. педагог                      

    IX. Работа с родителями

    Задачи: помощь в воспитании ребенка, коррекция семейной системы воспитания, развитие межличностного общения, кругозора родителей.

    Содержание работы

    Время проведения

    Ответственные

    Индивидуальные беседы по поведению, успеваемости, победах и промахах ребенка.

    По мере необходимости

    Зам. директора по УВР, ВР,

    воспитатели

    кл. рук.

    дефектологи

    Совместные консилиумы с педагогами, социальным работником, психологами.

    Педсоветы

    По плану

    Совет профилактики.

    В теч. года

    По плану

    Малый Семейный Совет.

    В теч. года

    По плану

         

    Родительские собрания.

    В течение года

    По плану

    Посещение семей с целью выявления условий жизни ребенка и налаживание контакта с родителями или лицами их заменяющими.

    Систематически в течение года

    воспитатели

    кл. рук.,

    соц. педагог

    X. Работа с учителями-предметниками и сотрудниками школы - интерната

    Задачи: оказание своевременной помощи ребенку по коррекции успеваемости и поведения, организация совместной деятельности.

    Содержание работы

    Время проведения

    Ответственные

    Индивидуальные   беседы с педагогами об успеваемости и поведении воспитанника, о его удачах и промахах.

    Еженедельно

    Зам. директора по УВР, ВР

    Посещение уроков и открытых мероприятий.

    Еженедельно

    Зам. директора по УВР, ВР

    Совместное проведение познавательных и культурно-досуговых мероприятий.

    По плану в течение года

    Зам. директора по УВР, ВР

    Организация индивидуальной работы с учащимися по различным видам деятельности.

    По плану в течение года

    Кл. рук., учителя -предметники воспитатели

    XI. Работа с общественными организациями

    Задачи: помощь ребенку в процессе развития личности, охрана жизни и здоровья, организация безопасности, организация межличностного общения, разнообразных видов деятельности.

    Содержание работы

    Время проведения

    Ответственные

    Организация совместных мероприятий (бесед, встреч, вечеров) с представителями различных общественных организаций (ИПДН, полиции, медицинских учреждений, учреждений спорта и культуры, культурно-досуговых центров и т.д.)

    В течение года

    Зам. директора

    по ВР,

    педагог-организатор

    Защита прав и представительство детей от школы-интерната на различных заседаниях.

    По мере необходи-мости

    Зам. директора по ВР,

    соц. педагог

    Ожидаемые результаты:

    1. Гражданско-патриотическое:

    - воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

    - формирование ценностных представлений о любви к России, народам Российской Федерации, к своей малой родине;

    - усвоение ценности и содержания таких понятий как «служение Отечеству», «правовая система и правовое государство», «гражданское общество», об этических категориях «свобода и ответственность», о мировоззренческих понятиях «честь», «совесть», « долг», «справедливость» «доверие» и др. ;

    - развитие нравственных представлений о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к семье;

    - развитие компетенции и ценностных представлений о верховенстве закона и потребности в правопорядке, общественном согласии и межкультурном взаимодействии.

    2. Нравственное и духовное воспитание:

    - формирование у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.);

    - формирование у обучающихся представлений о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур;

    - формирование у обучающихся набора компетенций, связанных с усвоением ценности многообразия и разнообразия культур, философских представлений и религиозных традиций, с понятиями свободы совести и вероисповедания, с восприятием ценности терпимости и партнерства в процессе освоения и формирования единого культурного пространства;

    - формирование у обучающихся комплексного мировоззрения, опирающегося на представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной ответственности личности, на традиции своего народа и страны в процессе определения индивидуального пути развития и в социальной практике;

    - формирование у обучающихся уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России.

    3. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству:

    - формирование у обучающихся представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства;

    - формирование условий для развития возможностей обучающихся с ранних лет получить знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности как непременного условия экономического и социального бытия человека;

    - формирование компетенций, связанных с процессом выбора будущей профессиональной подготовки и деятельности, с процессом определения и развития индивидуальных способностей и потребностей в сфере труда и творческой деятельности;

    - формирование лидерских качеств и развитие организаторских способностей, умения работать в коллективе, воспитание ответственного отношения к осуществляемой трудовой и творческой деятельности;

    - формирование дополнительных условий для психологической и практической готовности обучающегося к труду и осознанному выбору профессии, профессиональное образование, адекватное потребностям рынкам труда, механизмы трудоустройства и адаптации молодого специалиста в профессиональной среде.

    4. Интеллектуальное воспитание:

    - формирование у обучающихся общеобразовательных учреждений представлений о возможностях интеллектуальной деятельности и направлениях интеллектуального развития личности (например, в рамках деятельности детских и юношеских центров и кружков);

    - формирование представлений о содержании, ценности и безопасности современного информационного пространства (например, проведение специальных занятий по информационной безопасности обучающихся, по развитию навыков работы с научной информацией и т.д.);

    - формирование отношения к образованию как общечеловеческой ценности, выражающейся в интересе обучающихся к знаниям, в стремлении к интеллектуальному овладению материальными и духовными достижениями человечества, к достижению личного успеха в жизни.

    5. Здоровьесберегающее воспитание:

    - формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья;

    - формирование у обучающихся навыков сохранения собственного здоровья, овладение здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения во внеурочное время;

    - формирование представлений о ценности занятий физической культурой и спортом, понимания влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослой жизни.

    6. Социокультурное и медиакультурное воспитание:

    - формирование у обучающихся общеобразовательных учреждений представлений о таких понятиях как «толерантность», «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство», развитие опыта противостояния таким явлениям как «социальная агрессия», «межнациональная рознь», «экстремизм», «терроризм», «фанатизм» (например, на этнической, религиозной, спортивной, культурной или идейной почве);

    - формирование опыта восприятия, производства и трансляции информации, пропагандирующей принципы межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения, духовной и культурной консолидации общества, и опыта противостояния контркультуре, деструктивной пропаганде в современном информационном пространстве.

    7. Культуротворческое и эстетическое воспитание:

    - формирование у обучающихся навыков культуроосвоения и культуросозидания, направленных на активизацию их приобщения к достижениям общечеловеческой и национальной культуры;

    - формирование представлений о своей роли и практического опыта в производстве культуры и культурного продукта;

    - формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей;

    - формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, собственных эстетических предпочтений и освоение существующих эстетических эталонов различных культур и эпох, развитие индивидуальных эстетических предпочтений в области культуры;

    - формирование основ для восприятия диалога культур и диалога цивилизаций на основе восприятия уникальных и универсальных эстетических ценностей;

    - формирование дополнительных условий для повышения интереса обучающихся к мировой и отечественной культуре, к русской и зарубежной литературе, театру и кинематографу, для воспитания культуры зрителя.

    8. Правовое воспитание и культура безопасности:

    - формирования у обучающихся правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности, формирование электоральной культуры;

    - развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в школе, в быту, на отдыхе; формирование представлений об информационной безопасности, о девиантном и делинкветном поведении, о влиянии на безопасность молодых людей отдельных молодёжных субкультур.

    9. Воспитание семейных ценностей:

    - формирование у обучающихся ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни;

    - формирование у обучающихся знаний в сфере этики и психологии семейных отношений.

    10. Формирование коммуникативной культуры:

    - формирование у обучающихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную коммуникацию, межкультурную коммуникацию;

    - формирование у обучающихся ответственного отношения к слову как к поступку;

    - формирование у обучающихся знаний в области современных средств коммуникации и безопасности общения;

    - формирование у обучающихся ценностных представлений о родном языке, его особенностях и месте в мире.

    11. Экологическое воспитание:

    - формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты;

    - формирование ответственного и компетентного отношения к результатам производственной и непроизводственной деятельности человека, затрагивающей и изменяющей экологическую ситуацию на локальном и глобальном уровнях, формирование экологической культуры, навыков безопасного поведения в природной и техногенной среде;

    - формирование условий для развития опыта многомерного взаимодействия учащихся общеобразовательных учреждений в процессах, направленных на сохранение окружающей среды.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie